Принципы

 Самоконтроль — 1 ступень йоги

Ярослав СаргюнасВ основе йоги, как и любой духовной традиции, лежат всеобщие нравственные нормы. Эти нормы являются морально-этическим кодексом для любого, желающего постичь глубинные тайны йоги, и представляют собой первую ступень восьми ступенчатой лестницы, ведущей к вершинам мудрости и совершенства. Предписания этой ступени чрезвычайно важны, так как составляют фундамент всего здания, основу для дальнейшего успешного продвижения практикующего йогу. Давайте же рассмотрим подробнее эту ступень, которая называется Яма и включает в себя пять важных нравственных обязательств:

Ненасилие (ахимса)
Правдивость (сатья)
Неворовство (астея)
Воздержание (брахмачарья)
Нестяжание  (апариграха)

Все вместе эти обязательства составляют великий обет, или Маха-врата, которому необходимо следовать независимо от места, времени, обстоятельств или общественного положения человека. Эти нравственные установки имеют целью очистить наше подсознание от неосознанных действий и подчинить нашу подсознательную жизнь контролю нашего сознания. Выполнение этих обязательств делает нас целостными, не давая возникать внутреннему конфликту, и является необходимым условием успешной практики.

Самым важным моральным предписанием является ненасилие (ахимса). Ахимса есть непричинение зла мыслью или действием. Это корень всех прочих норм, так как дарует мир и согласие с самим собой, внутреннюю гармонию и покой. Установка ненасилия представляет собой положительное, жизнеутверждающее состояние человеческого ума. И желание не вредить другому существу исходит от внутреннего тяготения к единению и окончательному преодолению Эго (ахамкары), которому присуща вражда с самим собой.

Второе обязательство – это правдивость (сатья). В йоге правдивость есть одна из наиболее величественных добродетелей, поэтому йогин должен всем сердцем искать прибежища в этой добродетели. Сатья есть благодатная почва для произрастания прочих добродетелей, зёрна которых попадают в неё посредством практики йоги. В Маханирване-тантре говориться: „Правдивость — се лик высшего Абсолюта (брахман). Поистине правдивость лучшая аскеза, все деяния должны корениться в правдивости, ибо нет ничего более величественного, нежели правдивость“.

Третье обязательство – это неворовство (астея), и оно тесно связано с первым обязательством, непричинением вреда (ахимсой), поскольку незаконное присвоение ценностей наносит вред тому, у кого они украдены. Воровство порождает страх и беспокойство, нарушая нашу целостность и гармонию. Астею нужно рассматривать не только на уровне форм и объектов, это также касается психического и ментального воровства, как занимание чужого времени праздными разговорами, требование внимания к своей персоне без учёта интересов другого человека, навязывание другому своих взглядов и ценностей, то есть все те действия, которые можно отнести к воровству чужой энергия для удовлетворения потребностей собственного эгоизма.

Четвёртое обязательство – это целомудрие (брахмачарья), в дословном переводе — «благочестивое поведение». В йоге оно рассматривается как аскеза, или как воздержание от контактов с противоположным полом, будь то физические контакты, вступление в разговоры или помышления о представителе противоположного пола как объекте страсти. Некоторые авторитетные источники, как например Даршана-упанишад, ослабляют данное требование для женатых йогинов. Но даже в этом случае не допускается безудержная чувственность. В йоге бытует мнение, что половое влечение препятствует стремлению к просветлению или освобождению, а жажда сексуальных наслаждений ведёт к возможной потере семени и жизненной энергии (оджасу). Поэтому контроль над половой энергией имеет ключевое значение на пути к отрешённости от чувственных удовольствий. В более широком смысле брахмачарья рассматривается как контроль над энергией вообще, в том числе и над энергией желаний, и не только сексуального характера. Здесь имеются в виду прежде всего желания обладания (богатством, властью, человеком и т. д). Неумение контролировать свои эгоистические желания считается прямым путём к разочарованию, омрачению, страданиям.

Пятое обязательство – это нестяжание (апариграха), понимаемое как не накопительство и непринятие даров, поскольку вещи, которыми мы обладаем, склонны порождать у нас привязанность и страх утраты. Поэтому йогин взращивает у себя тягу к добровольному опрощению, оставляя для своих нужд лишь необходимое. Чем больше вещей находятся в нашей собственности, тем больше мы от них зависим, тем больше они причиняют беспокойства нашему уму. Отрешение является составной частью йогического образа жизни. Ведь не зря говорится, что в действительности не столько мы владеем вещами, сколько они владеют нами, так как каждая наша собственность требует наших сил и времени, будь то недвижимость, деньги или предметы. Потому что там, где наше внимание, там наша энергия, которая не безгранична. И легко может случиться так, что на важные вещи этой энергии может и не хватить, когда, занятые собирательством, мы однажды увидим, что жизнь прошла и сил на выполнение наших истинных задач, для решения которых мы и пришли в этот мир, уже не осталось.

Каждая из этих пяти добродетелей, которые йогин принимает как обязательства, даруют сверхъестественные силы (сиддхи).

Ярослав Саргюнас Совершенное овладение ахимсой создаёт миротворческую атмосферу вокруг йогина, которая нейтрализует всякую враждебность в его присутствии. Совершенствование в добродетели сатья, наделяет каждое слово магической силой. Силой этого слова можно лечить, убеждать, так как данное слово несёт в себе истину. Тому, кто достиг совершенства в астее, мир всегда даёт то, что ему нужно и в необходимом количестве именно тогда, когда в этом возникает необходимость. Даже злодеи не приближаются к йогину, утвердившемуся в астее, а лица, имеющие дурные помыслы, не могут причинить ему зла.

Добродетель нестяжания (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений. Привязанность к телу-уму есть некоторая форма корыстолюбия, тогда как нестяжание подразумевает высокую степень не привязанности к материальным вещам, включая само тело, а это высвобождает забытые воспоминания о прошлых жизнях. Утвердившись в добродетели целомудрия (брахмачарьи), йогин обретает огромную силу. Так как он не растрачивает оджас, его тело начинает излучать особую энергию, которая делает его чрезвычайно привлекательным для противоположного пола, что может обернуться для йогина как благом, и как проклятьем.

Более поздние труды по йоге упоминают пять дополнительных нравственных предписаний:

  1. Сострадание (дая), или деятельная любовь.
  2. Прямодушие (арджава), или нравственная цельность.
  3. Терпение (кшама), или способность принять себя в роли свидетельствующего сознания и позволить вещам развиваться по их усмотрению.
  4. Твёрдость (дхрити), или способность сохранять верность своим принципам.
  5. Умеренность в пище (митахара), которую можно рассматривать как разновидность не воровства. Поскольку переедание, которое можно рассматривать как жадность обладать – это форма воровства у других и у самой природы.

Созидательное регулирование вырабатываемых йогином энергий приводит к получению дополнительной энергии, которую затем можно использовать для духовного роста. На этих принципах йогин строит свои взаимоотношения с другими существами.

Предписание — 2 ступень йоги

Вторая ступень фундамента йоги – это пять непреложностей, именуемых Нияма. Выполнение этих пяти правил проводит к гармонии себя с миром как в отношении обычной жизни, так и в понимании Запредельной Реальности. Вот эти пять непреложностей:

  1. Чистота (шауча)
  2. Удовлетворённость имеющимся (сантоша)
  3. Аскеза (тапас)
  4. Самообучение (свадхьяя)
  5. Преданность Господу (ишвара-пранидхана)

Очищение является ключевым моментом йогической духовности, и потому чистота (шауча) составляет одну из пяти непреложностей. В йоге есть понятие чистоты внешней и чистоты внутренней. Внешней чистоты йогин достигает благодаря таким средствам как омовение и подобаемое питание. Чтобы очистить себя внутренне, йогин использует концентрацию сознания и созерцание. Внешняя и внутренняя чистота позволяет личности быть саттвичной и даёт возможность отражать без искажений свет трансцендентного Я. В матрейя-упанишаде относительно умственной чистоты сказано следующее: „Ибо разум, как говорят, бывает двух видов – чистый и нечистый. Нечистый соприкасается с желаниями, чистый избегает желаний. Очистив разум от лености и рассеяности, сделав его непоколебимым, йогин освобождается от разума и идёт к высшему уделу“.

Удовлетворённость (сантоша) – это та добродетель, которую воспевают все мудрецы мира. В трактовках Йога-бхашье (один из самых расширенных комментариев на сутры Патанджали, написанных мудрецом Вьясой) сантоша определяется как отсутствие желания присвоить больше того, что насущно необходимо. Поэтому довольство предстаёт такой добродетелью, которая полностью противоположна нашей современной потребительской психологии. Удовлетворённость – это отрешение, добровольное жертвование тем, чего нам суждено будет лишиться в час смерти. Это бесстрастие, которое позволяет йогину невозмутимо переносить успех и неудачу, радость и печаль.

Аскезу (тапас), или усилие в практике, йогин использует для обретения высшей осознанности, для чего добровольно налагает на себя практикование разного рода крайностей. Это может быть длительное неподвижное сидение, испытание голодом, жаждой, холодом и зноем, полным молчанием и т. д. Слово „Тапас“ означает «жар» или «тепло», так как благодаря методам аскетизма вырабатывается огромное количество психосоматической энергии, которая чаще всего воспринимается как тепло. Благодаря Тапасу йогин обретает совершенство тела, которое становится твёрдым как алмаз. Однако не стоит путать Тапас с самобичеванием и самоистязанием. Вот что пишется в Бхагаватгите о разновидностях аскезы:

—         Чистота, прямота, почитанье Богов, брахманов, старцев, гуру; Целомудрие и невреждение. Именуется тапасом тела.

—         Речь приятная, добрая, необидная, полная правды, постоянное Вед повторенье. Именуется тапасом речи.

—         Ясность сердца, ко всему дружелюбье, очищенье душевной природы, молчаливость, себя обузданье. Именуется тапасом сердца.

—         Если йогин, плодов не желая, совершает с великой верой. Это тапас во всех трёх видах- его тапас исполнен саттвы.

—         Ради славы людской, почёта, если тапас совершён лицемерно – это раджасный, страстный тапас. Легковесен он, непрочен.

—         В заблужденье, себе на муку, либо что б навредить другому, совершаемый тапас именуется тамасным, «тёмным».

Ярослав СаргюнасСамообучение (свадхьяя), которое переводится ещё как «чтение священных текстов»– это существенная сторона йогической практики. Само слово «свадхьяя» означает собственно проникновение в скрытый смысл писаний. Цель свадхьяи состоит не в умственном обучении – это погружение в древнюю мудрость. Это созерцательное восприятие истин, открытых великими мудрецами и провидцами. Йога-сутры считают, что свадхьяя означает созерцательное твержение (джапа). Вот что пишется в священных текстах об свадхьяе: „Изучение и толкование священных текстов представляется источником наслаждения для истинного занимающегося. Он овладевает умом и становится независимым от других, и день за днём он обретает духовную силу. Он спит спокойно и оказывается лучшим лекарем для себя. Он управляет чувствами и наслаждается Одним. Его проницательность и внутренняя сила (яшас) растут, и он обретает способность крепить мирозданье (лока-пакти)“.

Последняя составляющая ниямы заключается в преданности Господу (ишвара-пранидхана). Господь (Ишвара) – одно из многих, но цельных трансцендентных Я (пуруша). Согласно определению Патанджали, особое положение Ишвары среди многих Я обусловлено тем обстоятельством, что он никогда не сомневается в собственном всеведении и собственной вездесущности. Все Я, конечно, исконно свободны, но лишь один Господь всегда осознаёт эту истину. Преданность Господу и есть те врата, что ведут к трансцендентному Сущему, которое для не просветлённого предстаёт объективной реальностью и силой, но которое после просветления совпадает с трансцендентным Я самого йогина. В йога-бхашье механизм ишвара-пранидханы описан следующим образом: „Вследствие упования, то есть особой формы бхакти, или безраздельной любви, Ишвара склоняется к йогину, он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления йогина к божеству. Так же и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение самадхи и его плода становится наиболее близким“.

Пять видов ниямы — это не просто усилия над собой, а способ познания высшей реальности. Йогин изо всех сил старается постичь и преодолеть многие пути, на которых обычная эгоистическая личность (ахамкара) силится увековечить себя. И прорыв из индивидуального опыта к экстатическому самопознанию может произойти лишь как высшее откровение, даруемое божественным вмешательством.

Яма, как способ отношения с миром, и нияма, как инструмент взаимодействия с собой и Господом, являются тем фундаментом, на котором стоит величественный храм Йоги. И каждому, вошедшему в этот храм, даётся уникальная возможность, освободившись из цикла рождений и смертей, навсегда избавиться от страданий, порождаемых неведением и эгоизмом и достичь абсолютного счастья в слиянии с истинным Богом, живущим внутри каждого из нас.

[one_half]Предыдущее:

Йога[/one_half]

[one_half_last]Продолжение следует…

[/one_half_last]