Йога

Мудрецы Индии говорят, что наш мир – это сплетение имён (нама) и форм (рупа). Используя наш язык, мы разделяем реальность на множество различных феноменов. Действительность становится вещественной под воздействием наших слов и это имеет практическую пользу, когда  мы желаем отыскать своё место в этом сложно устроенном мире. Но наши слова могут быть и преградой, если они не тождественны действительности, которую  предназначены выразить. За словами скрывается истина, но она лежит глубже самих значений и понятий, которые этими словами обозначаются.

Йога –  это слово, за которым скрывается  огромный мир духовных ценностей, установок, предписаний и практических методов, которые вырабатывались в Индии на протяжении тысячелетий и лежат в основе древнеиндийской цивилизации. Йога – это психодуховная техника, ведущая к освобождению нашего сознания из оболочки эгоистичной личности.

Йога – это многогранный кристалл, который благодаря своей силе способен пробудить наше сознание и выразить истинную природу нашей сущности в её первозданной красе.

В более ограниченном смысле понятие йога означает систему классической йоги, изложенной в сутрах Патанджали. Она причисляется к шести великим традициям (даршанам) индуизма, таким как ньяя, вайшешика, санкхья, миманса и веданта.

Методология йоги Патанджали строится на основе сведений о той территории, которую он открыл в процессе своих собственных изысканий человеческой психики. Это неограниченные пространства сознания, соотносящиеся с измерениями природы. Если мы следуем психоэксперементальным путём йоги и начинаем для себя открывать просторы своего сознания посредством постоянного созерцания, то к нам придёт понимание древнего представления о цепи бытия как реальности.

Иерархию бытия венчает запредельная Реальность, Я или Дух (пуруша). Это принцип чистого Сознания (чит), или полной Осознанности (читти). Этa осознанность совершенно отлична от обычного сознания (читта) с его круговертью мыслей и эмоций, которая есть следствие взаимодействия трансцендентного Я и неживой природы (пракрити). Эта близость и порождает феномен сознания. Но сама природа, отдельно человеческое тело-ум, совершенно бессознательны.  Каким образом  трансцендентное Я, или чистая Осознанность, воздействует на протекающие процессы в природе, представляется загадкой. Это соединение оказывается возможным благодаря тому, что на высшем уровне природы (пракрити) оказывается преобладающей гуна Саттва. Чистота и прозрачность саттвического начала схожа с врождённой прозрачностью и чистотой трансцендентного Я. Именно эта взаимосвязь является источником всех человеческих страданий (духкха), поскольку порождает видимость того, что мы представляем собой отдельное тело-ум, или совокупную личность, а не трансцендентное Я. Таким образом, духовное неведение (авидья) лежит в основе нашего неверного понимания себя как эгоистичного тела-ума и является источником наших главных препятствий, таких как привязанность, неприятие, а также сама жажда жизни (инстинкт самосохранения). Преодоление этих препятствий и есть цель йоги.

Путь к Самопознанию отличают две особенности. Первая связана с бесстрастием  (вайрагья), которая заключается в избавлении человека от ошибочного отождествления себя с природным миром. Вторая связана с практикой (абхьяса), отождествления себя с  Я посредством повторяющегося созерцательного углубления (дхьяна). Каждое переживание  оставляет след на тонком теле. Переживания, идущие от эго,  укрепляют его видимость, тогда как моменты самопреодоления в повседневной жизни, равно как и в экстатическом состоянии, усиливают духовное стремление. Прошлые впечатления (васаны), находящиеся в глубинах человеческого ума — это кармические отпечатки, скрывающиеся за нашей психической деятельностью. Каждое мгновение жизни мы ощущаем, мыслим, желаем или действуем, тем самым создаём отпечатки (санскары) в подсознании, которые формируются в цепочки (васаны) схожих кармических побудителей. Побудители, сочетаясь в виде сложных следов впечатлений, оказываются скрытыми силами, стоящими за нашей сознательной жизнью, и образуют основу для нашей судьбы.

Практическая сторона учения йоги Патанджали включает восемь ступеней:

  1. Самоконтроль (яма)
  2. Предписание (нияма)
  3. Поза (асана)
  4. Регуляция дыхания (пранаяма)
  5. Отвлечение чувств (пратьяхара)
  6. Удержание внимания (дхарана)
  7. Созерцание (дхьяна)
  8. Экстаз (самадхи)

 

Продолжение:

Принципы: самоконтроль, предписание