Гуны

В прошлой статье мы подвели итоги итоги тому, какой должна быть наша пища, чтобы отвечать требованиям здорового питания и быть праничной. Но и это ещё на всё, что необходимо нам знать, чтобы сделать правильный выбор полезной пищи. И поэтому давайте перейдём к следующей части нашей беседы. А для этого нам придётся разобраться с таким понятием как гуны.

Гуны – это изначальные качества Природы (Пракрити). Это три основные принципа мироздания, лежащие в основе организации всей проявленной материи, от грубых её аспектов, до самых тонких. Саттва, Раджас и Тамас — это и есть эти самые три принципа, те инструменты, благодаря которым природа творит всё разнообразие форм и объектов.

Саттва – это принцип света, восприятия, интеллекта и гармонии.

Раджас – это принцип энергии, активности, эмоций и беспокойства.

Тамас – это принцип инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Саттвичная пища даёт нам качества благости. Раджасичная пища даёт нам качества страсти. Тамасичная пища даёт качества невежества. Саттва представляет собой адекватное качество сознания и создаёт предпосылки для повышения уровня осознанности. Раджас и Тамас напротив, являются чуждыми, «загрязняющими» элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию. Человек с преобладанием Саттвы придаёт особое значение таким качествам как правда, честность, скромность и общее благо. Те, у кого в большей степени проявлен Раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и всегда склонны к доминированию. Когда проявлен Тамас, человек оказывается в плену чувств страха, невежества и сил, ведущих к распаду, саморазрушению. Не сложно догадаться из вышесказанного, что в йоге и аюрведе выражено стремление к саттвичным качествам.

Поэтому пищевой рацион практикующего йогу или человека, стремящегося к праведному образу жизни, должен состоять преимущественно и саттвичных продуктов питания. Хотя в зависимости от нужд, возможны изменения в сторону раджасичного и даже тамасичного рациона, так как всегда могут возникнуть обстоятельства исключения из правил. Но пользоваться этим исключением нужно лишь в тех случаях, когда в этом действительно есть необходимость для решения тех или иных задач и только в тот период, когда это актуально. Например после затяжной болезни, когда человек истощён и обессилен, тогда возможно применение диеты, которая будет в большей степени выражена качествами раджаса. Это могут быть мясные бульоны, мясо птиц и рыб — все эти продукты обладают качествами раджаса, но если они не первой свежести, то перейдут в категорию тамаса. Поэтому всё же не стоит делать акцент на такую пищу без особой надобности. Чем больше вы стремитесь к внутренней чистоте и осознанности происходящего, тем более саттвичной должна становиться ваша еда. Оптимальным же является рацион, отвечающий обстоятельствам нашей жизни. Но верно и обратное: изменив наше питание в желаемом направлении, мы может повлиять на состояние нашего ума и таким образом изменить наши обстоятельства в лучшую сторону.

Чтобы наше представление о критериях выбора здоровой пищи было наиболее полным, рассмотрим более детально, что же собственно представляют из себя гуны, первичные качества Природы (Пракрити). Из трёх гун, о которых мы говорили выше, формируется пять первоэлементов (махабхуты). Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент Эфир (Акаша). Из раджаса, состоящего из энергии, возникает Огонь (Теджас), из тамаса, состоящего из инертного начала, формируется элемент Земли (Притхви).  Между саттвой и раджасом берёт своё начало субтильный, однако подвижный элемент Воздух(Вайю), а между раждасом и тамасом возникает элемент Воды (Яла), которая сочетает подвижность с инерцией. Из этих первоэлементов строится материальный мир.

Сейчас многие из вас наверняка подумали, что всё, нас окружающее, состоит из атомов. И здесь вы безусловно правы, но атом — это более грубая форма материи, которая несёт в себе качества всё тех же пяти элементов. Давайте рассмотрим строение атома с позиции первоэлементов.

Субатомарные частицы – это элемент земли, сила их взаимопритяжения – это элемент воды, энергия, заключённая внутри атома — это элемент огня, движение электронов по своим орбитам обеспечивает элемент воздуха, и всё это происходит в элементе эфира (пространства). Элемент эфира потому и является первичным элементом, что для любых проявлений необходимо место. Характеристика эфира – звук (или отзвук, в более широком понимании, чем звуковые волны). Воздух – это просто энергия,  которая обеспечивает движение всего. Его характеристика – подвижность. Огонь – это излучение, электричество внутри каждого тела. Его характеристика – внутренняя радиация. Вода, или жидкое состояние – это сила,  связывающая между собой разные элементы. Её характеристика – это соединение или смешение. Земля — это твёрдое состояние, её характеристики – упругость и жёсткость.

Поэтому, на что бы мы ни взглянули, мы везде сможем увидеть проявленные характеристики этих первичных элементов. Точно так же и наше тело состоит из этих кирпичиков материального мира. Сама форма, выраженная нашей костной и мышечной тканью – это элемент земли, на 70-80% мы состоим из жидкости, которая является связующим звеном – это элемент воды, элемент огня выражен в первую очередь нашим пищеварением, где под его воздействием происходят процессы трансформации, это же относится и к ментальному процессу. Все без исключения процессы движения внутри нас происходят благодаря элементу воздуха. И все наши органы и системы имеют своё место благодаря элементу эфира (пространства). Исходя из этих элементов, каждый человек обладает своей конституцией, которую в аюрведе называют пракрити, и именно с учётом этой индивидуальной природы и даются рекомендации по поддержанию внутреннего баланса организма. А это в первую очередь правильный выбор продуктов питания. В аюрведе продукты питания рассматривают с позиции шести основных вкусов.

 

[one_half]Предыдущее:

Часть 1 — Аюрведа[/one_half]

[one_half_last]Продолжение:

Часть 3 — Махабхуты | Часть 4 — Комбинированные вкусы[/one_half_last]

 Ярослав Саргюнас