Аюрведа

Питание с точки зрения Аюрведы и его влияние на здоровье и самочувствие

Традиционная система индийской ведической медициныТема питания является одной из самых востребованных тем для обсуждения. Каждый человек, задумывающийся о здоровом образе жизни, понимает, что вопрос питания — один из ключевых моментов, которые требуют своего решения для правильной и слаженной работы нашего организма. Существует много мнений по данному вопросу, всевозможных диет, рекомендаций и личных предпочтений тех авторов, которые разбирали данную проблему. Я хочу предложить вашему вниманию рассмотреть эту тему через призму видения йоги и аюрведы. Аюрведа, как наука о жизни, и йога, как способ реализации своей истинной природы, как нельзя лучше смогут дать нам исчерпывающие ответы на интересующие нас вопросы. Так что же в плане питания для нас хорошо, а что плохо? Нижеизложенная концепция поможет Вам лучше понять те критерии, на которые Вы можете опереться в выборе пищи, наиболее подходящей для Вашиx целей и задач. Хочу вам напомнить, что многие авторитетные мастера йоги, такие как Шивананда, Кришнамачарья, Сарасвати и многие другие  были знатоками аюрведы, точно так же, как каждый опытный аюрведический врач хорошо знаком с методами йогической практики. В основе как йогических, так и аювердических направлений лежит одна и та же философская система — Санкхья, методы которой, включающие в себя как аспекты йоги, так и аюрведы, очень хорошо дополняют друг друга. Не зря говорят, что йога и аюрведа – сестры.

Прана

Давайте начнём с того, что рассмотрим, что же такое Прана. Представьте себе, что имеется некий первоисточник всех проявленных в материальном мире вещей и явлений под названием Пуруша. Так вот, Прана – это именно та жизненная сила, или информационно-энергетический поток, исходящий от первоисточника, благодаря которому как раз и возможны все видимые и осязаемые нами проявления. Прана – это сила творца, благодаря которой раскрывает потенциал своих возможностей изначальная природа, или Пракрити. Праной наполнено всё окружающее пространство и возможности её использования поистине безграничны. Однако каждое живое существо, и мы в том числе, способно поглощать прану прямо-пропорционально аккумулятивным способностям своей энергоструктуры. Именно поэтому многие практики йоги в первую очередь направленны на увеличение рабочей ёмкости нашей энергосистемы и её способности ассимилировать из окружающего пространства большее количество праны с последующим качественным усвоением этой праны нашим телом. Попадая в нашу энергоструктуру, прана трансформируется, приобретая именно те качества, благодаря которым она может быть усвоена разными системами нашего организма для его оптимальной работы. И тем, кто интересовался йогой или аюрведой, кроме понятия праны наверняка знакомы также такие понятия как апана, самана, удана, вьяна. Другими словами, это всё разновидности одной и той же первичной энергии праны, которая уже претерпела ряд изменений и приобрела новые свойства и характеристики сообразно задачам и функциям тех органов, в которых она проявляется. Основную часть праны мы получаем через легкие, но и кожа, которая является нашим вторым по значeнию органом дыхания, активно участвует в этом процессе, поглощая прану из окружающего пространства.

Чаепитие в клубе "Аштанга Йога" в ОдессеНо мы также извлекаем прану и из продуктов питания, и на этом давайте остановимся подробнее. Первое, что мы должны учитывать при выборе нашей пищи, это то, насколько она является пранической, то есть насыщенной праной, и что необходимо для того, чтобы прана, содержащаяся в продуктах, наилучшим образом высвободилась и была полноценно усвоена организмом. И здесь возникает закономерный вопрос, так что же собственно такое праническая пища и каким образом извлечь из нашей пищи прану с наибольшим коэффициентом полезного действия? Критерий, определяющий категорию праничности, очень прост: это все злаки, фрукты, овощи, травы и всё то, что растёт в естественных экологических условиях. Это и есть пища, наделённая жизненной силой и передающая эту силу нам. И хотя мы можем питаться качественной и здоровой пищей, но это ещё не значит, что она будет усвоена с максимальной для нас пользой.

Ведь давно известно, что мы питаемся не тем, что едим, то есть вовсе не тем, что попадает к нам в рот, а тем, что извлекает из съеденного нами наша пищеварительная система. Это и есть фактически наша пища — та, что даёт нам энергию для жизнедеятельности, а также и та, что является строительным материалом для всех наших систем и органов. Другими словами, мы живём не столько тем что съедено, сколько тем, что усвоено, а для этого важно, во-первых, иметь незашлакованный кишечник, способный ассимилировать то, что в него попало для дальнейшего усвоения, во-вторых, правильно приготовить пищу, то есть сохранить в ней максимум полезных веществ, и в-третьих, правильно её употребить, то есть тщательно переживать и извлечь таким образом из неё ту самую прану, которая и делает нашу пищи живой и полезной.

Но к сожалению, человек стремится всё больше и больше вторгаться в естественные биологические процессы природы, и, преследуя свои цели, часто нарушает законы мироздания. Таким образом, печальные последствия технического прогресса мы все имеем возможность наблюдать на оставляющем желать лучшего качестве наших продуктов. Широкий ассортимент в любое время года и товарный внешний вид вышли на первое место, а вот само качество и экологическая чистота продуктов при этом очень сомнительны. Химия настолько широко внедрилась в процессы выращивания и сохранения продуктов потребления, что об их пранической силе говорить уже не приходится.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что низкий уровень жизни в странах с так называемой отсталой, или развивающейся экономикой, где химизация сельского хозяйства и индустриализация перерабатывающей промышленности не позволяют использовать в полном объёме все достижения технического прогресса, в данном случае являeтся скорее достоинством, чем недостатком, так как именно это позволяeт сохранить продукты питания более живыми и соответствующими потребностям  видового питания человекa. Таким образом, чем меньше обработана наша пища, тем больше она отвечает требованиям праничности.

Способы приготовления пищи

Ученики клуба "Аштанга Йога" в ОдессеВторой аспект данного вопроса, на который стоит обратить внимание — это способы приготовления пищи. Чем дольше и чем более агрессивной термической обработке мы подвергаем продукты при приготовлении, тем меньше праны в них остаётся. Поэтому методы и способы приготовления играют весьма важную роль для сохранения праны. Конечно её потери в определённой степени неизбежны, но наша задача — сделать эти потери минимальными. Исходя из вышеизложенного можно было бы предположить, что сыроедение есть наилучший способ сохранить прану, но этот способ питания далеко не наилучший для органов нашего пищеварения. Так как, приготовленная пища, хотя и не обладает таким высоким уровнем праны, как сырая, но зато оставшиеся после термообработки питательные вещества гораздо лучше могут быть усвоены организмом, не перегружают органы пищеварения, создавая тем самым меньше не переработанных продуктов метаболизма, или шлаков, что в конечном итоге экономит энергоресурсы, которые необходимы для данного процесса. Но многие фрукты, овощи и травы мы можем тем не менее использовать в сыром виде, без какой-либо перегрузки и без ущерба для своего организма. А для продуктов, нуждающихся в приготовлении, нужно стараться выбирать наиболее щадящие методы обработки. Пароварки во многом могут стать хорошей альтернативой например жарке или запеканию.

Процесс пережёвывания пищи

Но есть ещё один важный аспект, касающийся процесса полноценного усвоения праны из употребляемых продуктов. И этот аспект есть ни что иное, как процесс пережёвывания пищи. Йога говорит: твёрдую пищу пей, а жидкую ешь. Именно в процессе пережёвывания пищи происходит высвобождение праны, и чем качественней мы пережуём, тем эффективней извлечём содержащуюся в пище прану и, что немаловажно, заодно облегчим задачу дальнейшего процесса пищеварения.

Ведь не зря существует замечание, что хорошо пережёванное — это наполовину переваренное. Действительно, по-настоящему наше пищеварение начинается не в желудке, как полагают некоторые, а во рту, так как именно ферменты слюны, в частности птиалин, расщепляющий крахмал, подготавливает пищу для того, чтобы она оптимальным образом была обработана желудочным соком, то есть ферментом пепсином, ответственным за расщепление белков на аминокислоты. А полноценное усвоение углеводов и их распад на полисахариды происходит уже в тонком кишечнике. Именно поэтому например фрукты рекомендуется есть до еды, или в качестве самостоятельного приёма пищи, так как они перевариваются не в желудке, а в тонком кишечнике. Съеденные же после обеда, они мешают пищеварению того, что поступилo в желудок ранее, и одновременно не могут переместиться туда, где для их переваривания вырабатываются нужные ферменты, и таким образом вместо пользы от фруктов мы получаем вред, а всё потому, что неправильно их употребляем. Жёлчный пузырь расщепляет жиры, поджелудочная — сахар и фруктозу. Печень тоже выполняет свои задачи —  синтезирует глюкозу, которую накапливает в виде гликогена в качестве нашего энергетического ресурса. И поэтому именно тогда, когда запасы гликогена израсходованы, возникает чувство голода. Таким образом, наша пищеварительная система — это слаженный механизм, каждому участку которого соответствуют свои задачи, и в каждом отделе которого производятся соответствующие ферменты. И ни одно звено нельзя выкинуть из этой цепочки, так что хорошо пережевав пищу в самом начале, мы тем даём возможность и всем остальным звеньям оптимально включиться в работу и получаем из съеденного все полезные вещества. В противном случае эти вещества остаются недоступными для ассимиляции, и вся сложная система, которую представляет из себя наш пищеварительный тракт, не только не решает своих задач, но и изнашивается преждевременно, оттого, что вынуждена работать с перегрузками. Тогда как пережевав пищу должным образом в самом начале, мы тем самым даём возможность всем последующим участкам сосредоточиться лишь на своей работе и таким образом получаем максимальную пользу при минимальном износе наших пищеварительных органов.

Это с точки зрения физиологии. А с точки зрения йоги, тщательное пережёвывание пищи способствует высвобождению заключённой в ней тонко-материальной субстанции праны, которая насыщает наше эмоциональное тело и питает физическое. Мы можем наблюдать, как в позднейших открытиях биохимии метаболизма учёные пришли к тем же выводам, которые заключены в мудрости древней науки йоги, с чрезвычайной точностью описывающей суть процесса пищеварения. Таким образом, необходимость тщательно пережёвывать пищу, рекомендованная йоговскими трактатами, нашла подтверждение в разработках современной науки. Выражение «твёрдую пищу пей» как раз и означает, что хорошо пережёванная и смешанная со слюной практически до жидкого состояния пища, беспрепятственно стекающая по пищеводу, когда акт глотания становится почти незаметным, является оптимальной средой для извлечения из неё той самой праны, которая наполняет нас жизненной силой.

А кроме всего прочего, когда мы не торопясь, тщательно пережёвываем пищу, то и насыщаемся меньшим её количеством, так как извлекаем большее количество праны. Таким образом, мы не только избегаем переедания, что свойственно людям, привыкшим есть второпях, но и получаем больше качества из меньшего количества. А это уже хороший повод  прислушаться и использовать данный совет, а также убедиться на личном опыте в его целесообразности.

Свежесть еды

Также не стоит забывать о таком важном аспекте как свежесть. Даже созревшие и выросшие в естественных условиях фрукты, овощи, ягоды, семена, будучи сорванными, по истечении определённого времени теряют свою жизненную силу. Некоторые виды плодов портятся быстрее, другие могут дольше сохранять заключенную в них субстанцию живой энергии, но тем не менее, процесс этот неизбежен. И поэтому, чем быстрее мы употребим собранный урожай плодов, тем больше получим аккумулированной в них энергии солнца. Мясо птиц, рыб и других живых существ тоже насыщенно праной, но жизненная сила сохраняется в них примерно в течении шести часов после того, как животное лишилось жизни, после чего начинаются процессы трансформации живой материи в неживую, и чем дольше хранится животная пища, тем интенсивнее это происходит. И если мы заинтересованы в том, чтобы сделать наше питание максимально здоровым, этот момент обязательно нужно учитывать, когда мы решаем включить в свой рацион упомянутые животные продукты.

Сезонность и региональность

Факторы сезонности и региональности также играют немаловажную роль. Употреблять продукты лучше всего в сезон их созревания, так как именно в это время они более всего насыщены энергией праны. А фрукты и овощи, выращенные в местности нашего проживания, обладают наиболее благоприятными для нас вибрациями. Иначе говоря, они «созвучны» вибрациям нашего организма, который их «узнаёт», и таким образом, могут быть наилучшим образом им восприняты и переработаны.

Выводы

Итак, подведём итоги вышесказанному, какой должна быть наша пища, чтобы отвечать требованиям здорового питания и быть праничной:

  • Во-первых, пища на нашем столе должна быть натуральной, максимально приближенной к своему изначальному состоянию, то есть нужно, где только возможно, избегать пищи промышленно переработанной, денатурированной, лишённой её естественных качеств;
  • Во-вторых, готовить пищу нужно таким образом, чтобы как можно меньше разрушать её естественную структуру, то есть методы термообработки должны быть максимально щадящими;
  • В-третьих, пищу нужно тщательно пережёвывать;
  • И в-четвёртых, пища должна быть свежая, сезонная и по возможности регионального происхождения.

 

Продолжение:

Часть 2 — Гуны   | Часть 3 — Махабхуты | Часть 4 — Комбинированные вкусы

 Ярослав Саргюнас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: